Татевский монастырь. Армения.
Существует красивая легенда о происхождении названия этого монастыря: когда мастер, строивший монастырь Татев, закончил свою работу, он попросил у Бога, чтобы тот дал ему крылья. Бог услышал его, и мастер улетел. Слово «татев» в переводе с армянского означает «дай крылья». Когда подъезжаешь к монастырю становится ясно, почему ему дано это название. Татев, со всех сторон окруженный пропастью, буквально парит над ущельем. Находясь здесь, совершенно не хочется думать о земном, хочется вверх, кружить и кружить над обрывом...
Монастырь был основан в IX веке на месте языческого святилища. Одно время Татев был и политическим центром Сюникского княжества. В IX веке монастырский комплекс стал резиденцией сюникского митрополита, который владел обширными землями, ремесленными мастерскими, собирал налоги с сотен сел.
Долгие годы в монастыре действовал университет. Там действовало три отделения. На одном обучали музыке, на другом - живописи, на третьем изучали христианские сочинения и обучали наукам. Здесь преподавали не только философию и логику, но и литературу, грамматику, риторику, математику и естествознание.
В Татевском монастыре похоронен армянский святой Григор Татеваци. Могилы армянских святых остались на территория современной Турции и лишь к трем - Месропа Маштоца (создателя армянского алфавита), Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци, армяне имеют доступ. А ведь именно с благословения Григора Татеваци во всем христианском мире впервые был создан крупный образовательный центр. С 1390 года он провел в Татевском монастыре более 20 лет, вплоть до своей кончины. Григор Татеваци умер в 1409 году и его похоронили в южной стороне церкви Погос-Петроса Татевского монастыря. И сегодня в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина можно увидеть золотой оклад Татевского Евангелия, на котором изображены евангельские сцены и портреты выдающихся татевских ученых - Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци - свидетельство высочайшего класса мастеров - миниатюристов Татевской школы.
Монастырь - считается выдающимся памятником средневекового армянского зодчества.
Главное архитектурное соружение монастыря — Церковь Св. Погоса и Петроса (X век) - была построена в 895—906 гг. Внешний облик храма строг и лаконичен. Однако внутри стены храма были богато украшены фресками, которые сейчас, к сожалению, почти полностью утрачены.
Церковь Св. Григория (9 век) примыкает к главной церкви с южной стороны. Согласно хронике, церковь была построена в 1295 вместо более раннего здания, построенного в 836—848 гг.
Надвратная церковь Аствацацин (XI век) имеет вертикально ориентированные пропорции, что редко для армянской архитектуры. Внутри небольшой куполообразный зал с нишами во всех стенах кроме западной.
Вокруг этих сооружений, охватывая их кольцом, расположены покои настоятеля, трапезная с кухней и кладовыми, жилые и служебные помещения. В скальном и частично насыпном грунте было предусмотрено много потайных хранилищ. Примерно такой вид открывался средневековому монаху из собственной кельи:
Кроме могучих стен и храмов с уникальными росписями, Татевский монастырь славится удивительным инженерным чудом - воздвигнутым в IX веке посреди монастырского двора восьмигранным каменным столбом высотой больше восьми метров, увенчанным хачкаром и укрепленном на шарнирном основании, который носит название "Гавазан". Достаточно прикоснуться к обелиску, и он легко наклоняется в сторону, но затем снова занимает вертикальное положение.
Существует несколько версий по поводу назначения этой колонны. По одной из них это -фаллический символ, к нему приходили женщины, желавшие родить ребенка. По другой - колебания столба должна были предупреждать монахов об опасности землетрясения, а также о приближении вражеских войск.
В старой летописи рассказывается, что арабы, уничтожившие многие армянские храмы, увидев это чудо, в страхе отступили, не в силах разгадать секрет этого инженерного и архитектурного шедевра. Кстати, землетрясение, разрушившее монастырь, не смогло разрушить качающуюся колонну, и она стоит до сих пор.
По народному преданию, когда иеромонаху должны были вручать вардапетский жезл, все собирались у Жезла-Колонны и если иеромонах был достоин того, то колонна начинала качаться.
Спасибо.
Приедет дяденька-богач и организует очередную элитарную гостиницу в манастыре вместе с соответствующей «обслуживающей сферой» (кафе, салон красоты, сувенирный магазин, бассейн с массажной и прочие доходоносных заведений).
Приедет дяденька-богач и организует очередную элитарную гостиницу в манастыре вместе с соответствующей «обслуживающей сферой» (кафе, салон красоты, сувенирный магазин, бассейн с массажной и прочие доходоносных заведений).
Надо же, какой злобный бред может вызвать такая красота природы, архитектуры и духовности...
Надо же, какой злобный бред может вызвать такая красота природы, архитектуры и духовности...
Не бред, а реальность. С замком Катц ведь именно такое случилось. С многими другими старинными замками и монастырями тоже такое происходит. «Памятники старины необходимо сохранять для того, чтоб мы могли не терять связь поколений и цивилизаций...» — цитирую Надежду (вышесказанное). Для сохранения тех древностей нужны деньги. Вам знакомо слово «возвращаемость инвестиций»? Так что пожалуйста, прежде чем ставить этикетки говорящим правду людям, можете осмотреться грамотно вокруг (сначала вынув голову из песка) — для Вас будет очень полезно, не будете страдать от комментов, которые Вам не понравились чем-то.