Бельесгуард - прекрасное творение Гауди
Бельесгуард (Bellesguard) — одно из самых красивых строений Барселоны с удивительной историей. Постройка стала своеобразным символом Каталонии. В 1900 году Антонио Гауди (Antonio Gaudí) получил заказ от Марии Сагес, вдовы Жауме Фигераса (поэтому строение еще называют Домом Фигераса). Она восхищалась работами архитектора и хотела возвести дом, который напоминал бы о великой истории. Строительство началось на участке, где в 1408 году была резиденция последнего каталонского короля Марти I. Вместе с ним прошел золотой век Каталонии.
Гауди — каталонец до мозга костей и патриот.
Проект стал патриотической акцией. Работая над летней резиденцией для госпожи Сагес, он бережно сохранил все остатки построек дворца Марти I. С виду незамысловатый проект должен был превратиться в здание, в котором мог бы поселиться настоящий средневековый аристократ.
Архитектурный план в готическом стиле был простым, практически анахроничным. В некоторых элементах угадываются символика мудехара. Этот монумент Каталонии вписался в окружающее пространство, словно всегда здесь стоял. Конструкция не должна была быть мертвой, важно, чтобы она воспринималась как часть живого пейзажа.
Название Бельесгуард имеет исторические корни. Согласно легенде, король Марти I, впервые оказавшись на холме, где потом построили резиденцию, воскликнул: «Bell Esquard!» (красивый вид). Действительно, с этого места и сегодня открывается великолепная панорама Барселоны.
Основание Бельесгуарда квадратное со стороной всего 15 метров. Зато диагонали располагаются так, что Гауди, играя лучами солнца, создал неповторимые световые эффекты в разные периоды дня.
Хотя здание небольшое, оно выглядит устремленным вверх. Этого удалось добиться благодаря декоративному шпилю с пятиконечным крестом. Подобный прием встречается в нескольких постройках Гауди. В высоту Бельесгуард в два раза больше, чем в длину. Шпиль взмывает ввысь на 33 м. Этажи намеренно завышены. Но именно это создает эффект того, что строение пронизано светом.
Проект является одним из самых вытянутых в вертикальном направлении. Даже узкие оконные проемы, имеющие форму арок, тянутся вверх. Всюду встречаются зубцы, они обрамляют балконы и плоскую крышу. Готический профиль мансарды, окна которой обращены к свету, создает динамический эффект.
При проектировании Бельесгуарда не обошлось без оригинальных решений. Так, Гауди спроектировал сложную систему переходов под крышей. На чердак ведет спиральная лестница. Зритель оказывается на небольшой огражденной зубцами террасе, с которой открывается захватывающий вид на Барселону.
Необычна конструкция полуподвала. Хотя проект готический, здесь обнаруживаются элементы византийского стиля. Потолок подпирают круглые опоры с капителями, внимание привлекают перегородки-своды, над которыми возвышаются столбы и стены. Для укрепления арок Гауди применяет ноу-хау — металлические растяжки из крученых прутьев, позолоченных для эффектности.
Конструкция чердака имеет нечто общее с полуподвалом. Основание — это восемь кирпичных опор с грибовидными капителями. Над ними высятся арки, которые через одну опираются на тонкую и обманчиво хрупкую балку, установленную между опорами. На самом деле балки прочные, так как выполнены из нескольких слоев дерева. Поверх этих щитов выложены кирпичные конструкции, продолжающие тему грибовидных капителей.
Бельесгуард интересен не только с архитектурной, но и с декораторской точки зрения. Часто встречается каменная мозаика. Ее готовили в предварительно созданных гипсовых формах. Это дало возможность брать определенные элементы мозаики для украшения перемычек оконных и дверных проемов, косяков, водосточных труб и крученых колонн.
Главный портал Бельесгуарда украшает высокохудожественная дверь, окруженная великолепным узором. Однако сам Гауди планировал здесь поставить деревянную дверь, которая, по его мнению, смотрелась бы более гармонично. И другие металлические элементы, такие как декоративная кованая решетка, над входом, первоначально создавались для других целей.
Гауди руководил строительством Бельесгуарда не все время, а только до стадии завершения основных элементов. Далее все управление работами он передал своему помощнику Доменеку Суграньесу (Domènech Sugranyes). При нем строился по эскизам Гауди домик привратника, скамьи, решетки и прочие вспомогательные сооружения, в том числе насос, напоминающий дракона. Гребень этого дракона сделали из сколотых камней. Все работы завершены в 1909 году.
Спасибо !